С какими проблемами столкнулся организованный туризм в 2022 году?

В конце июня на площадке РСПП прошло заседание Комиссии РСПП по туристской индустрии под председательством Сергей Шпилько, Почетного Президента Российского союза туриндустрии (РСТ), члена Правления РСПП. На заседании обсуждались пути решения проблем, с которыми столкнулась отрасль в текущем году и пути их решения. Участниками заседания стали представители ведущих туроператорских компаний, отелей, авиационной отрасли.

 

С какими проблемами столкнулся организованный туризм в 2022 году?

 

Одной из основных тем стало применение НДС в сфере туризма. Как известно с 1 июля от уплаты НДС освобождаются отельеры, однако, представители гостиничной сфера отмечают, что речь идет не о полном обнулении налога. Из налогооблагаемой базы выводится стоимость проживания, при этом питание и дополнительные услуги, оказываемые клиентам отелей, продолжают облагаться налогом на добавленную стоимость.

Об этом, в частности, говорил Алексей Мусакин, вице-президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) и Управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts». «Обнуление НДС для отелей затрагивает только проживание, но не питание и дополнительные слуги и это приводит к затратному раздельному учету, отметил он. – Это мало помогает загородным и курортным отелям, в выручке которых услуги размещения составляют 45%, да еще с затратами на ведение раздельного учета». Эксперты также обращают внимание на тот факт, что услуги питания в кафе и ресторанах от НДС освобождены, а в гостиницах продолжают облагаться, что делает их цены неконкурентными по сравнению с предприятиями общепита, расположенных в двух шагах от входа в отель.

Эксперт вместе с тем обратил внимание на то, что автоматически обнуление НДС для отелей не происходит. Для освобождения от налога нужно писать заявление в налоговые органы, но на данный момент нет разъяснений: надо писать заявление в налоговую службу на освобождение от НДС единожды или каждый квартал? Также г-н Мусакин рассказал, что при работе с туроператорами и крупными заказчиками отельеры сталкиваются с еще одной сложностью – те, являясь плательщиками НДС, и не имея возможности зачесть входящий налог теперь просят отели о предоставлении 20% скидки, чтобы компенсировать свои затраты на уплату налога.

Туроператоры со своей стороны пояснили, что основная сложность для них заключается в том, что они платят, по сути, не налог на добавленную стоимость, а оборотный налог, что при ставке 20% лишает их рентабельности.

«Тема НДС – большая проблема, особенно в контексте работы по расширению географии поездок, организации чартерных маршрутов, – отметил Илья Уманский, директор компании «Национальный туроператор «Алеан», председатель Комиссии РСТ по внутреннему туризму,. – При формировании комплексного турпродукта туроператоры вынуждены платить оборотный НДС – 20% именно, как оборотный налог, а не со своего дохода. При таком уровне налога деятельность компаний становится нерентабельной. Обнуление НДС для отелей усугубило эту проблему для туроператоров, что подталкивает их либо к дроблению бизнеса и переходу на упрощенную систему налогообложения, либо к дроблению турпродукта и переходу на агентскую форму работы, что противоречит действующему законодательству».

Решением этой проблемы по мнению Уманского было бы включение туроператорской деятельности в ст. 149 Налогового кодекса РФ, что позволит причислить этот вид деятельности к необлагаемым НДС.

Коллегу поддержал Виктор Тополкараев, Генеральный директор компании «Интурист». «Получается, что мера, которая вводилась для повышения доступности стоимости услуг для конечного потребителя, наоборот приводит к удорожанию. И от НДС необходимо освобождать туроператоров в сфере не только внутреннего, но и въездного туризма», – подчеркнул он.

«В структуре себестоимости турпродукта по внутреннему продукту, НДС в два раза больше, чем та прибыль, которую мы получаем, в том числе при реализации чартерных программ, – добавил Александр Сирченко, заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям туроператора FUN&SUN. – То есть работа по внутреннему туризму убыточна и приводит к проблемам, о которых говорилось ранее другими участниками».

Также по мнению Сирченко для расширения новых направлений остро стоит вопрос разработки механизма субсидирования так называемых специальных туристских тарифов на блоках мест на регулярной перевозке. При этом надо сделать так, чтобы этот механизм не пересекался с другими мерами субсидирования межрегиональных авиаперевозок. Нужно субсидировать не просто пассажиров, а через Ростуризм блоки мест для тех, кто приобретает перевозку в составе турпродукта, не допуская двойного субсидирования.

О теме субсидирования также неоднократно говорилось большинством участников рынка в рамках различных совещаний и рабочих групп в органах власти и профессиональных общественных объединений.
«Мы готовы участвовать в разработке совместно с Ростуризмом и с другими структурами, кто будет задействован, – сказал Сирченко. – Это позволит не только расширить географию доступных туристических путешествий, но и развивать новые направления».

По теме субсидирования блоков дал пояснение Дмитрий Горин, Генеральный директор АО «Випсервис», Председатель Транспортного комитета Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ».

По его словам, авиаторы поддерживают изменение Постановления Правительства №799 и субсидирование помимо чартерных рейсов блоков на регулярных перевозках. Сейчас из-за переизбытка провозных емкостей на внутреннем рынке происходит демпинг и, порой, регулярная перевозка продается дешевле, чем субсидируемые чартерные билеты – в этом необходима координация с туроператорами. Обсуждается возможность совместной эксплуатации чартерных рейсов между авиакомпанией и туроператорами.

«Сейчас от туроператоров необходимо список наиболее востребованных направлении на регулярной перевозке для блоков мест и количественные показатели», – рассказал Дмитрий Горин.

Также он коснулся вопроса международных перевозок, где из-за санкций, наоборот, провозных емкостей не хватает. «Необходимо увеличение перевозки авиакомпаниями из дружественных стран, увеличение квоты по Турции с целью обеспечения возможности туроператорами своих обязательств перед клиентами. Возможно, придется уходить от принципа паритета, предусмотренного ранее в межправсоглашениях, – отметил он. – Впереди сложный зимний сезон, когда не будет летней Турции и нужны такие же гарантии по Египту, Таиланду, ОАЭ и другим странам».

Но помимо увеличения авиаперевозки турбизнесу нужны дополнительные меры поддержки, в частности законодательное решение о возможности переноса сроков выплат за несостоявшиеся туры, как это было сделано в 2020 году.

«Необходимо принять аналогичный Постановлению Правительства 1073 документ для возможности переноса средств, – считает Александр Сирченко. – Так как туроператоры сейчас находятся в сложной ситуации, даже те, кто ранее выполнил все обязательства по «ковидным» заявкам. Это снизит нагрузку на турбизнес, особенно на крупных туроператоров, кто имеет большие объемы обязательств».

Все вопросы, обсуждавшиеся на заседании вошли в итоговую резолюцию. На их основе будут направлены обращения в органы власти с целью выработки новых мер поддержки турбизнеса.

Крупнейшими достижением на внутреннем рынке члены Комиссии признали повышение загрузки отелей в период межсезонья, что способствует. в т.ч. повышению эффективности капитальных вложений и привлекательности сферы туризма для инвесторов. А повышение межсезонной загрузки происходит в первую очередь благодаря программе кэшбека, которую надо непременно продолжать с фокусом на низкий сезон».

Leave a Reply

Your email address will not be published.